Микроэкономика цифровых рынков: программа повышения квалификации
Старт программы: 25 сентября 2025
Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав экономических и менеджериальных факультетов вузов.
Трудоемкость программы: 24 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 учебных дня по 6 аудиторных часов в день.
Стоимость обучения: 13 000р.

В ходе обучения происходит знакомство с новейшими теориями и моделями функционирования цифровых двух- и многосторонних рынков, получивших активное развитие в эру цифровых технологий.


Цель программы: повышение профессионального уровня преподавания экономических дисциплин.
В ходе освоения программы совершенствуются следующие профессиональные компетенции:
  • разработки программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин;
  • применения современных методов и методик в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Микроэкономические основы функционирования цифровых рынков
  • Микроэкономическая природа двух- и многосторонних цифровых рынков. Сетевые эффекты. Классические (односторонние) сетевые эффекты и перекрестные сетевые эффекты.Положительные и отрицательные сетевые эффекты. Особенности формирования спроса на рынках с сетевыми эффектами. Индивидуальная и сетевая полезность. Петля обратной связи. Кейс Tinder.
  • Отдача от масштаба и охвата, особая природа маржинальных издержек.
  • Структуризация цен. Модель реакции спроса на цены на двустороннем рынке Д. Эванса и Р. Шмалензи. Нулевые и отрицательные цены как норма цифровых двух- и многосторонних цифровых рынков.

Тема 2. Конкуренция и конкурентная политика на цифровых рынках.
  • Проблемы измерения рыночной власти на цифровых рынках. Данные как барьер для входа на цифровых рынках. Барьеры для входа, созданные поведением потребителей. Роль «подталкивания» на цифровых рынках.
  • Трансформация понятия рыночная власть. Смещение анализа с динамики цен на динамику качества продукта.
  • Мультихоминг как фактор конкуренции.
  • Антиконкурентное поведение на рынке цифровых платформ: экспроприация зоны уничтожения, приобретение зарождающихся конкурентов, отказ в доступе. Кейс Яндекс, Apple.
  • Проблема измерения общественного благосостояния.
  • Конкурентная политика ЕС, США и КНР. Подход ФАС РФ к измерению конкуренции на рынке маркетплейсов.

Тема 3. Микроэкономическая природа цифровых данных
  • Сущность и типы данных. Возрастающая предельная доходность. Неконкурентная природа данных.
  • Внешние эффекты, порождаемые данными. Эффект невозвратных издержек Саттона.

Тема 4. Цифровые рынки и теория интернализации
  • Внешние сетевые эффекты. Внутристрановые и межстрановые сетевые эффекты. Первые выводы о международных стратегических позициях и критериях выбора зарубежных рынков для цифровых компаний.
  • Проблемы межнационального регулирования платформенного бизнеса и трансграничного перетока данных. Фрагментация цифрового пространства мира или Брюссельский эффект?
  • Концепции регулирования по Х. Коски и Т. Кречмеру; регулирование по Д. Эвансу.


Промежуточный контроль осуществляется преподавателем в ходе аудиторных занятий. Итоговый контроль осуществляется в виде тестирования в компьютерном классе.
В зачет войдет материал лекций.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Доцент кафедры мировой и национальной экономики ВАВТ
Кандидат экономических наук

Преподаваемые дисциплины:
- Микроэкономика (продвинутый уровень)
- Макроэкономика (продвинутый уровень)
- Экономика отраслевых рынков
- Цифровые платформы в современной мире

Научно-педагогический стаж работы – 24 года.

Подробнее о преподавателе
Асадуллина Анна Викторовна
Преподаватель программы
Есть вопросы?
Напишите или позвоните нам.
Шувалова Татьяна
Менеджер по работе со слушателями,
Факультет международного бизнеса
ВАВТ Минэкономразвития России,
TShuvalova@vavt.ru
моб. +79652548831 (WА, Telegram)

119285 Российская Федерация, город Москва, шоссе Воробьевское, дом 6А, каб. 707.