В ходе обучения происходит знакомство с новейшими теориями и моделями функционирования цифровых двух- и многосторонних рынков, получивших активное развитие в эру цифровых технологий.
Цель программы: повышение профессионального уровня преподавания экономических дисциплин.
В ходе освоения программы совершенствуются следующие профессиональные компетенции:
- разработки программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин;
- применения современных методов и методик в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Микроэкономические основы функционирования цифровых рынков- Микроэкономическая природа двух- и многосторонних цифровых рынков. Сетевые эффекты. Классические (односторонние) сетевые эффекты и перекрестные сетевые эффекты.Положительные и отрицательные сетевые эффекты. Особенности формирования спроса на рынках с сетевыми эффектами. Индивидуальная и сетевая полезность. Петля обратной связи. Кейс Tinder.
- Отдача от масштаба и охвата, особая природа маржинальных издержек.
- Структуризация цен. Модель реакции спроса на цены на двустороннем рынке Д. Эванса и Р. Шмалензи. Нулевые и отрицательные цены как норма цифровых двух- и многосторонних цифровых рынков.
Тема 2. Конкуренция и конкурентная политика на цифровых рынках.- Проблемы измерения рыночной власти на цифровых рынках. Данные как барьер для входа на цифровых рынках. Барьеры для входа, созданные поведением потребителей. Роль «подталкивания» на цифровых рынках.
- Трансформация понятия рыночная власть. Смещение анализа с динамики цен на динамику качества продукта.
- Мультихоминг как фактор конкуренции.
- Антиконкурентное поведение на рынке цифровых платформ: экспроприация зоны уничтожения, приобретение зарождающихся конкурентов, отказ в доступе. Кейс Яндекс, Apple.
- Проблема измерения общественного благосостояния.
- Конкурентная политика ЕС, США и КНР. Подход ФАС РФ к измерению конкуренции на рынке маркетплейсов.
Тема 3. Микроэкономическая природа цифровых данных- Сущность и типы данных. Возрастающая предельная доходность. Неконкурентная природа данных.
- Внешние эффекты, порождаемые данными. Эффект невозвратных издержек Саттона.
Тема 4. Цифровые рынки и теория интернализации- Внешние сетевые эффекты. Внутристрановые и межстрановые сетевые эффекты. Первые выводы о международных стратегических позициях и критериях выбора зарубежных рынков для цифровых компаний.
- Проблемы межнационального регулирования платформенного бизнеса и трансграничного перетока данных. Фрагментация цифрового пространства мира или Брюссельский эффект?
- Концепции регулирования по Х. Коски и Т. Кречмеру; регулирование по Д. Эвансу.
Промежуточный контроль осуществляется преподавателем в ходе аудиторных занятий.
Итоговый контроль осуществляется в виде тестирования в компьютерном классе.
В зачет войдет материал лекций.
По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.